Когда речь заходит о свойствах смазочных материалов, мнения автолюбителей, касающиеся в частности показателя зольности, расходятся. Одни автовладельцы отдают предпочтение низкозольным продуктам, другие наоборот. Что же такое зольность, и как она влияет на работоспособность мотора?
Любой из известных смазочных продуктов представляет собой базу и набор уникальных присадок, наделяющих смазку различными свойствами. В процессе сгорания из солей и минералов масла, которые присутствуют в подвешенном состоянии, образуется зола. Современные условия эксплуатации автотранспортных средств диктуют определенные правила:
- система, на которую возложена нейтрализация отработанных газов, должна сжигать сажу;
- смазочные материалы должны обладать моюще-диспергирующими свойствами.
Задача по очистке рабочих поверхностей осложняется тем, что в образованной золе имеются твердые несгораемые частички. Накопление их ведет к засорению каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров. При этом указанные элементы уже не в состоянии справляться с возложенными на них задачами.
Моюще-диспергирующие свойства способны обеспечить силовому агрегату чистоту поверхностей деталей и зазоров. Продукты окисления за счет моюще-диспергирующих качеств не выпадают в осадок, а находятся во взвешенном состоянии. Высокий показатель моющей способности смазочного материала указывает на способность удержания большого количества нерастворимых веществ во взвешенном состоянии.
Что такое сульфатная зольность?
Справочники и многочисленные сетевые источники дают стандартное определение этого параметра. Суть его такова: сульфатная зольность (шлаки) — индикатор присадок в смазочной жидкости. Такие присадки характеризуются содержанием металлов органического характера. С их помощью при сгорании масла образуется зола. Она подвергается обработке серной кислотой для того, чтобы предупредить окислительные процессы и образование сульфатов. Говоря более простым языком, зольность — это содержания в базе набора присадок.
Какими бы качествами не обладал пакет присадок, на определенном этапе они вырабатывают свой ресурс и сгорают. В результате этого процесса образуется зола, которую можно наблюдать впоследствии на кольцах, поршнях и клапанах.
Зольность способствует ограничению скопления осадочных веществ. При работе силового агрегата происходит выгорание добавок и накопление органических веществ. Показатель зольности моторного масла для производителя регулируется специальной документацией, и он не может быть выше нормативных требований (максимальное значение — 2% от общего количества смазки).
Производители моторных масел вынуждены строго дозировать присадки в собственных продуктах. Сульфатная зольность — это как раз тот показатель, который укажет на наличие добавок. Чем он выше, тем больше полезных свойств в смазочном материале.
Когда речь заходит о свойствах смазочных материалов, мнения автолюбителей, касающиеся в частности показателя зольности, расходятся. Одни автовладельцы отдают предпочтение низкозольным продуктам, другие наоборот. Что же такое зольность, и как она влияет на работоспособность мотора?
Изменение этого показателя в любую из сторон (выше или ниже стандартных значений) ведет к изменению температуры вспышки. Скопление золы может вызывать преждевременное возгорание или барьер для нормальной работы двигателя.
Зольность базы (без введенных присадок) равна 0.005%. В масле с добавками она равна 0.5-1.5%. Значение верхнего предела для каждого двигателя разное. Оно зависит от нескольких факторов:
• условий эксплуатации;
• конструкции мотора;
• расхода смазки;
• вида используемого топлива.
Содержание металлосодержащих моющих присадок в незначительном количестве не справляется с задачей очистки в полной мере. Слишком высокий показатель также имеет минусы. Зола образуется внутри камеры сгорания, вызывает абразивное изнашивание как результат оседания золы на стенки цилиндра и смешивания ее со смолистыми веществами.
Любой из известных смазочных продуктов представляет собой базу и набор уникальных присадок, наделяющих смазку различными свойствами. В процессе сгорания из солей и минералов масла, которые присутствуют в подвешенном состоянии, образуется зола. Современные условия эксплуатации автотранспортных средств диктуют определенные правила: система, на которую возложена нейтрализация отработанных газов, должна сжигать сажу; смазочные материалы должны обладать моюще-диспергирующими свойствами.
Задача по очистке рабочих поверхностей осложняется тем, что в образованной золе имеются твердые несгораемые частички. Накопление их ведет к засорению каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров. При этом указанные элементы уже не в состоянии справляться с возложенными на них задачами.
Моюще-диспергирующие свойства способны обеспечить силовому агрегату чистоту поверхностей деталей и зазоров. Продукты окисления за счет моюще-диспергирующих качеств не выпадают в осадок, а находятся во взвешенном состоянии. Высокий показатель моющей способности смазочного материала указывает на способность удержания большого количества нерастворимых веществ во взвешенном состоянии.
Виды масел
Моторные жидкости разделяются на три вида по параметрам зольности: малозольные, полнозольные и среднезольные.
Полнозольные масла (1-1.1%) оказывают негативное воздействие на фильтры DPF и трехступенчатые катализаторы. В допусках моторных масел обозначение АСEA A3 указывает на возможность применять полнозольные смазки.
В четырехтактных двигателях на газовом топливе с турбонаддувом рекомендуется использовать среднезольные продукты (0.6-0.9%,в допусках указывается ACEA C3 и С2). Обладая оптимальными эксплуатационными свойствами, эти масла позволяют увеличить период замены смазки.
В малозольных жидкостях зольность не превышает 0.5% от общего количества. На сегодняшний день это лучший вариант для автотранспорта с системой нейтрализации выхлопных газов. Допуски обозначают данный продукт: С1, С2, С3, С4.